Главная страница описания поселений и приходов Красноярского края  
Последнее обновление: 03.03.2011 07:29  Всего - 55 описаний  История архитектуры Красноярского края Исторические фотографии Красноярского края
История поселений и приходов Красноярского края
Красноярский край
 
Административное деление 1914 года
 
Единицы измерений

Меры длины:
1 верста = 1066,781 м.
1 верста = 500 саженей
1 сажень= 2,1336 м.

Меры площади:
1 десятина=1,0925 га.

Меры веса:
1 пуд = 16.3805 кг.
1 фунт = 0,4095 кг.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Реклама на сайте

История села Верхне-Инбатское и Верхне-Инбатского Успенского прихода




История возникновения прихода



       Верхне-Инбатский Успенский приход получил свое начало в 1719 году. До того времени он, по всей вероятности, входил в состав прихода города Мангазеи, что на реке Тазъ и города Туруханска, как пунктов, которые возникли при заселении Туруханского края русскими.

Город Мангазея возник в 1601 году, а становище при устье реки Турухан в 1607 году. В 1719 году в Туруханский край прибыл высокопоставленный митрополит Тобольский и Сибирский схимонах Феодор, сколько для обозрения церквей, столько, или еще более того для Евангельской проповеди между язычествующими инородцами, по собственному желанию и во исполнение самодержавной воли Петра I. Узнав что остяки, живущие в соседстве с русскими находятся еще в язычестве, святитель предложил им слово о Христе, присовокупив к тому, что все новокрещенные получают и царские милости, рубахи и кафтаны при крещении, трехлетнюю льготу от платежа ясака и безмездную выдачу из казны хлеба. И Господь отверз двери слышащим.

Более 400 душ восприняли святое крещение. Архипастырь для большего утверждения новообратившихся к святой вере и распространенияее между коснеющими в язычестве, в то же время, как гласит предание, дал им священника и благословил постройку святой церкви, избрав для оной зимовье Верхне-Инбатское, названное так по реке Инбаку, как сборный пункт инородцев. Постройка первой церкви, по распоряжению правительства, производилась «казенным коштом», церковь была снабжена всем необходимым. Посвящена она была имени Божией Матери честного и славного ее Успения. Первая церковь и вторая, обе деревянные, последовательно сгорели одна за другой вместе с утварью и архивом.


Расположение


Село Верхне-Инбатское расположено на правом, довольно высоком берегу реки Енисей, при впадении в него реки Инбак. Местность нельзя назвать вполне здоровой. Страшные морозы зимой, доходящие до -60 градусов, резкая перемена погоды весной, летом и осенью, способствуют болезням: ревматизму и параличу ( инсульты ). Впрочем, суровость климата смягчается обилием хвойных деревьев; ель, кедр, пихта, изрека сосна, лиственница. Туберкулезных заболеваний наблюдается мало. Село Верхне-Инбатское расположено в 1028 верстах от Красноярска, 707 верстах от Енисейска и в 377 верстах от Туруханска. В селе имеетсяпочтово-телеграфное отделение и фельдшерский пункт. Летом останавливаются пароходы.


Описание церкви



Нынешний храм в селе Верхне-Инбатском окончен постройкой в 1803 году(нижний этаж), после второго деревянного храма, сгоревшего в 1789 году. Церковь зданием каменная, двух-этажная с такой же при ней колокольней. Построена стараниями прихожан русских и инородцев, с помощью доброхотных жертвователей по сборным книжкам. Престолов в ней два; в нижнем этаже - во имя Св. Николая, а в верхнем — во имя Успения Богоматери. Церковь выстроена не сразу. В 1803 году закончен постройкой и освящен лишь только нижний этаж - во имя святителя. Николая. Главный престол во имя Успения Богоматери, находящий ся в верхнем храме освящен в 1834 году. В архиве церкви сохранились сборные книжки на строительлство храма.

1.По указу Ея императорского Величества Самодержицы Всероссийской и по благословению преосвященейшего Варлаама Епископа Тобольского и Сибирского, из Тобольской духовной консистории, дана сея за шнуром и печатью книга, по прошению Енисейского купца Григория Скорнякова, Туруханского заказа в Инбатскую волость к церкви Успенской для собрания дателей прикладов на строение в оной волости вновь возводимой в то именование каменной Успенской церкви, которой сбор чинить самим оной церкви церковнослужителем, или кому о них из прихожан надежному заведомому команды их при письменном виде вверен будет.... впредь от нижеподписанного месяца и числа через четыре года в Тобольской епархии, а по улицам, ярмаркам, гульбищам с образом и со свечами не волочиться под штрафом февраля 1 дня 1791 года.

2. В 1799 году, февраля 4 дня за №193из Тобольской Духовной Консистории, выдана вторая сборная книжка на тот же предмет на три года.

3.В 1823 году из Тобольской Духовной Консистории по рапортуТуруханского Духовного Правления, на имя Верхне-Инбатского прихожанина, крестьянина Степана Давидова сына Щеглова, выдана книга для сбора пожертвований «во единой единственной Тобольской Епрахии на достроение и поправку каменной Успенской церкви в селе Верхне-Инбатском на три года». Пожертвования боголюбивых христиан - сибиряков полились обильной рекой и дали средства к постройке прекрасного каменного храма, ласкающего взор своею легкой изящной архитектурой и чистотой отделки. Особенно много пожертвований поступило от остяков, жертвовавших на построение пушнину; белок, горнастаев и соболей.В храме и в архиве старинных икон нет: пожар первой и второй церквей все уничтожил. Из церковной утвари сохранились оловянные сосуды.

Из старинных книг богослуженых книг следует отметить;

1.Рукописная тетрадь - «выписка молитв из требника Петра Могилы, напечатанного в граде Киеве.Кто и когда переписал эти молитвы неизвестно, так как первых и последних страниц нет., судя по особенностям письма и грамматики, переписку молитв можно отнести к первой половине XVIII века.
2.Служебник, изданный 1693 года 1 января «повелением Благоверных Великих Государей наших царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, всея великия и малыя белыя России Самодержавцев.
3.Минея за сентябрь, октябрь, ноябрь - без первых листов, а потому неизвестно время напечатания, внизу же написано следующее «Книга глаголемая минея священника Иоанна Матвеевича сына Вырынаева, подписал своею рукой сего 1725 года, 27 августа.
4.11 миней месячных издания 1710 года и 1711 года.
5.Псалтырь старинной печати и бумаги, издание — неизвестно.
6.Устав издания 1802 года.
7.Гнига поручений издания 1783 года
8.Гнига Деяний Святых Апостолов 1789 года.
9.Псалтырь 1763 года издания.

При церкви хранятся печатные Императорские Манифесты, Синодские указы с 1712 года, но далеко не все. Многие документы погибли от пожаров или же пропали. Из грамот и актов более примечательны:

1.Грамота на постройку церкви в Инбатском селении во имя Успения Пресвятой Богородицы от Высокопреосвященного Антония, Митрополита Тобольского и Сибирского от 6 октября 1726 года.

2.Грамота на построение церкви вместо сгоревшей от Митрополита Тобольского от 2 декабря 1844 года за № 1717
3.Акт, составленный Архимандритом Лаврентием и данный на имя священника Никиты Кожевникова на принятие устроенной церкви во имя Успения Богородицы в селе Верхне-Инбатском от 1 сентября 1732 года.
4.Царская и Патриаршая грамота об утверждении святым Синодом с изложением православного Исповедания Восточной Кафолической Церкви, напечатано в Москве 1739 году.
При храме ведется церковная летопись с 1862 года. Ничего интересного выдающегося с означенного времени не написано. При церкви имеется довольно солидная и содержательная библиотека.

В приходе шесть часовень с алтарями, в которых совершается Божественная литургия на переносном Антиминсе. Старейшей из часовь является свято-Георгиевская в деревне Ямской-Верещаггиной, она построена и освящена в 1866-1867 годах, За нею следует Петро-Павловская часовня в деревне Бахта, построенная в 1872 году семьей местных крестьян — Хохловых. Петр Хохлов за постройку и украшение часовни имеет благословение святого Синода. Еще одна часовня в деревне Чулковской, во имя святого Иннокентия Иркутского, построена в 1896 году и 1897 на средства общества местных крестьян, при руководительстве священника отца Михаила Прозоровского. Часовня Свято-Митрофаниевская в деревне Мирной, построена в 1908 году. Часовня в честь Трех Святителей в деревне Зыряновой закончена и освящена в 1907 году. Баишинская Свято-Михайловская часовня начата постройкой в 1895 году и освящена в 1899 году.



Состав прихода по поселениям



В составе прихода входят, кроме Верхне-Инбатского 20 деревень
Вниз по Енисею
деревня Алинская в 23 верстах
деревня кангатова в 45 верстах
деревня Зырянова в 77 верстах
деревня Нижне-Инбатская в 100 верстах
деревня Маркова в 120 верстах
деревня Ямская-Верещагина в 142 верстах
деревня Бакланиха в 167 верстах
деревня Новинская в 192 верстах
деревня Татарская в 209 верстах
деревня Пулковская в 229 верстах
деревня Баиха в 242 верстах
деревня Новозалесинская-Сухая Тунгуска в 274 верстах
деревня Костинская в 290 верстах
деревня Мельничная в 307 верстах

Вверх по Енисею

деревня Искуль в 16 верстах
деревня Бородина-Долгостроевская в 25 верстах
деревня Чулкова-Сургутская в 55 верстах
деревня Новоселовская в 75 верстах
деревня Бахта в101 версте
деревня Мирная в 121 версте

Все деревни заселены давно, лет 150-200 тому назад. По сведениямполученным от местных старожилов, можно полагать, что жители деревень потомки ссыльных губерний и областей Европейской и Азиатской России. Пути сообщения в приходе удобны только зимою по льду Енисея. Весной и осенью всякое сообщение, в течении месяцаи более прекращается из-за распутицы и ледохода. Сухопутных дорог не существует. Летом езда на лодках (против течения бечевником на собаках, а по течению на гребнях) крайне неудобна из-за частых ветров и бурь.



Образование (школы, лицеи)



В приходе одна церковно-приходская школа в селе Верхне-Инбатском. Помещение — собственное, выстроено в 1902 году на средства прихожан. В помещении школы имеется квартира для учителя, состоящая из трех комнат. В 1914-1915 учебном году числилось 33человека детей обоего пола.



Описание причта



Причт состоит из священника и псаломщика. Жалование священнику 582 рубля, псаломщику 196 рублей, от Миссионерского комтета в 1914 году получено священником 450 рублей и псаломщиком 250 рублей, на разъезды причта из казны отпускается 50 рублей в год. Священнику от Миссионерского комитета положено получать за выслугу в Туруханском крае, после каждого пятиллетия по 40 рублей в год. Кружечных доходов получается около 500 рублей в год. С доходного билета Щеголевой получаются в пользу причта проценты в сумме 3 руб 33 копейки в год. Причтовых домов два- для священника и для псаломщика. Оба дома с их надворными постройками очень ветхие. Земли при церкви состоит усадебной вместе с церковным погостом 3 десятины и сенокосной 10 десятин. По суровости климата земля не приносит никаких доходов. Церковный капитал в сумме 3963 рубля хранится частью в казначействе, а часть взаимообразно отдан комитету по постройке Доходного дома - 600 рублей. Причтовых капиталов нет.



Общая информация о жителях Верхне-Инбатского Успенского прихода



Население прихода состоит из русских и инородцев. В 1914 году русских насчитывалось 940 душ мужщин и 986 душ женщин. Русское население прихода - потомки бывших ссыльных из разных губерний России, Европейской и Азиатской. Жители прихода занимаются рыбной ловлей, звероловством, торговлей и в очень граниченных количествах скотоводством.

 

Сыллки на материалы о Верхне-Инбатском Успенском приходе:

 

Очень подробная История строительства Верхне-Инбатской Успенской церкви

 

 

Дополнительно по теме: История села Верхне-Инбатское и Верхне-Инбатского Успенского прихода

 
| Современное административное деление | О проекте | Карта сайта | Ссылки | Обратная связь | Все поселения Енисейской губернии |
Copyright © krskr.ru - Использование материалов сайта без обратной ссылки запрещено.
| Ачинск | Ачинский уезд | Енисейск | Енисейский уезд | Красноярск | Красноярский уезд | Минусинск | Минусинский уезд | Туруханский край |
    Rambler's Top100       Система Orphus   Яндекс цитирования